Профилактика насилия в семье

Акция "Дом без насилия"

Республиканская профилактическая акция “Дом без насилия”

С 8 по 17 апреля 2024 года в Республике Беларусь проводится республиканская профилактическая акция “Дом без насилия”. Это совместная акция Министерства внутренних дел, Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения, Министерства образования.

Цель акции — вовлечение широких слоёв населения в оказание помощи и содействие государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений.

Домашнее насилие происходит за закрытыми дверями, но оно, несомненно, является проблемой всего общества. Насилие в семье — наиболее распространенная форма насилия в отношении женщин. Согласно исследованиям, проведенным в ряде стран Всемирной организацией здравоохранения, до 70% женщин хотя бы раз в жизни подвергались физическому насилию со стороны своего  партнера или мужа. Многие женщины совершают грубую ошибку, когда после первого или второго семейного скандала, завершившегося рукоприкладством со стороны мужа-агрессора, не придают этому особого значения и не обращаются за помощью к специалистам. Помните: в 95% случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.

Насилие в любой форме проявления неприемлемо для общества. Где есть насилие в семье — нет семьи. Просим вас задуматься: а правильно ли живете вы?

Помните: мир без насилия начинается в вашем доме! Сделаем его безопасным вместе!

свернуть

Домашнее насилие - об этом должен знать каждый!


Что такое насилие в семье? Насилие в семье - это умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (статья 1 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).
Виды семейного насилия:
• Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений, включая телесные наказания. •Сексуальное насилие – это вовлечение человека с его согласия или без такового в сексуальные действия с целью получения удовлетворения или выгоды.
•Психологическое (эмоциональное) насилие – это периодическое или постоянное психическое воздействие на человека: открытое неприятие и постоянная критика; угрозы, замечания, высказывания в оскорбительной форме, унижающие достоинство и др. •Экономическое насилие – умышленное лишение одним членом семьи другого члена семьи жилья, еды, одежды и другого имущества либо средств, на которые потерпевший имеет предусмотренное законом право.
Домашнее насилие — это не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть либо страдать от него. Случай семейного насилия, если он произошёл, необходимо остановить, чтобы предотвратить его повторение в будущем.

 

свернуть

Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации

 

 

Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ

оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим

от сексуального насилия и эксплуатации

 

1.    Для целей настоящего Механизма применяются следующие термины и их определения:

несовершеннолетний, пострадавший от сексуального насилия и эксплуатации (далее — пострадавший), — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, в отношении которого имеется подтверждающая информация о том, что он является пострадавшим от любого из преступлений, предусмотренных статьями 166, 167, 168, 169, 170, 171,

171’, 181, 1811 , 182, 343 и 343 ' Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее УК), что подтверждено фактическими данными (результаты оперативно-розыскной деятельности, материалы доследственной проверки или уголовного дела, поступившее заявление или сообщение и

 

информированное согласие письменный документ, в котором пострадавший либо законный представитель* выражает волю о передаче информации о совершенное в отношении несовершеннолетнего сексуальном насилии и эксплуатации и иных его персональных данных, необходимых для защиты от сексуального насилия и эксплуатации, оказания несовершеннолетнему предусмотренных законодательством видов помощи;

«Региональная карта помощи» документ (в электронном или в печатном виде), содержащий адреса, наименования, контакты организаций и учреждений, обеспечивающих защиту и оказывающих бесплатную помощь пострадавшим;

сексуальное насилие и эксплуатация — вовлечение лица с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с другими лицами в целях получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Может выражаться в широком спектре проявлений сексуальной активности: предложения сексуального характера, сексуальные ласки, демонстрация гениталий, мастурбация в присутствии ребенка, оральный секс, вагинальное или анальное проникновение каким-либо объектом или предметом, включая пальцы или пенис, демонстрация порнографии и использование ребенка в порнографических целях, принуждение ребенка к сексуальному взаимодействию с животными, вуайеризм (периодическая или постоянная наклонность наблюдать за занимающимися сексом или раздевающимися), а также коммерческая сексуальная эксплуатация ребенка в целях получения выгоды в денежной или иной форме.

2

2.    Органами, осуществляющими профилактику и предупреждение сексуального насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних (далее органы профилактики), являются:

комиссии по делам несовершеннолетних;

Министерство образования Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно- властные полномочия в сфере образования;

учреждения образования;

Министерство здравоохранения Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления;

государственные организации здравоохранения;

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно—властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты;

учреждения социального обслуживания;

Министерство           внутренних          дел         Республики                                                   Беларусь, территориальные органы внутренних дел (далее органы внутренних дел);

государственные органы, входящие в систему Следственного комитета Республики Беларусь (далее подразделения Следственного комитета);

общественные объединения и иные организации в пределах своей компетенции, осуществляющие деятельность по профилактике и предупреждению сексуального насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних.

Органы профилактики обеспечивают защиту, оказывают помощь пострадавшему и реализуют положения Национального механизма оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации, в пределах своей компетенции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. 200—3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другими нормативными правовыми актами.

3.    Пострадавший имеет право на защиту и оказание помощи:

3.1.   обеспечение защиты. Применяется органами внутренних дел и

 

 

подразделениями Следственного комитета, с использованием следующих механизмов:

неразглашение сведений о личности;

использование технических средств контроля;

прослушивание      переговоров,      ведущихся       с                                         использованием

технических средств связи и иных переговоров; личная охрана, охрана жилища и имущества;

изменение паспортных данных и замена документов;

запрет на выдачу сведений.

Перечисленные меры защиты применяются в соответствии с Положением о порядке применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2016 N 44.

Информация о пострадавшем или об обстоятельствах сексуального

насилия и эксплуатации не подлежит разглашению;

3.2.   медицинская помощь. Оказывается государственными организациями здравоохранения бесплатно в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. 2435-ХІІ «О здравоохранении» по профилям заболеваний, состояниям, синдромам на основании клинических протоколов, а также иных нормативных правовых актов Министерства здравоохранения, устанавливающих порядок организации и оказания медицинской помощи по профилям заболеваний, состояниям, синдромам или методов оказания медицинской помощи. Медицинская помощь оказывается, в том числе в стационарных условиях, по месту нахождения пострадавшего вне зависимости от места его жительства (места пребывания). При наличии у пострадавшего психического расстройства (заболевания), совершении пострадавшим действий (бездействия), которые дают основания предполагать наличие у него психического расстройства (заболевания), обращении пострадавшего за оказанием психиатрической помощи, такая помощь оказывается ему в соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г.

349-3 «Об оказании психиатрической помощи» по месту его нахождения. При наличии у пострадавшего психологических проблем, кризисных ситуаций и их последствий он направляется государственными организациями здравоохранения в учреждения образования для получения психологической помощи;

3.3.   предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания. В возрасте до трех лет оказывается государственными организациями здравоохранения, а в возрасте от трех до восемнадцати лет — социально-педагогическими центрами на срок до шести месяцев;

4

 

3.4.   психологическая помощь. Оказывается учреждениями образования и здравоохранения в виде психологической диагностики, психологического консультирования, психологической коррекции, психологической профилактики. Оказание психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет без согласия законных представителей осуществляется в случаях, предусмотренных частью второй статьи 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2012 г. N 153—3 «Об оказании психологической помощи».

Психологическая помощь пострадавшему от сексуального насилия и

эксплуатации оказывается по алгоритмам кризисной психологии. Профилактическая работа по предотвращению преступлений против личной свободы, чести и достоинства, жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы в рамках образовательных программ сексуального воспитания несовершеннолетних проводится специалистами учреждений образования;

3.5.   содействие в трудоустройстве. Оказывается органами по труду, занятости и социальной защите;

3.6.   правовая и социальная помощь пострадавшему и его законным представителям*.                             Оказывается                  учреждениями образования, территориальными центрами социального обслуживания населения;

3.7.   иная помощь. Оказывается в соответствии с решениями местных

исполнительных и распорядительных органов.

4.     Органы профилактики при выявлении пострадавшего:

4.1.   незамедлительно информируют подразделения Следственного комитета и органы внутренних дел о пострадавшем. В случае совершения в отношении несовершеннолетнего преступлений сексуального характера, предусмотренных статьями 166-170 УК, проверочные мероприятия осуществляіотся подразделениями Следственного комитета.   По остальным сообщениям (заявлениям) проверочные мероприятия осуществляются сотрудниками органов внутренних дел;

4.2.   выясняют, нуждается ли в услугах переводчика, предоставляют такие услуги в случае необходимости;

4.3.   выясняют наличие законных представителей;

4.4.   уведомляют законных представителей* о его местонахождении;

4.5.   оказывают в пределах компетенции соответствующую помощь;

4.6.   информируют пострадавшего и его законных представителей*, начиная с первого контакта, о видах помощи, оказываемых государственными органами, учреждениями, организациями и общественными объединениями и выдают «Региональную карту помощи»;

4.7.  при заинтересованности пострадавшего и (или) его законных представителей* оформляют информированное согласие по форме согласно приложению 1, в котором указываются выбранные пострадавшим виды помощи.

В случае отказа пострадавшего и его законных представителей* от подписи или ознакомления с информированным согласием, должностное лицо делает соответствующую запись в нем об отказе;

4.8.   в течение суток, в зависимости от вида помощи, выбранного пострадавшим и (или) его законным представителем*, в государственный орган, учреждение, организацию или общественное объединение, указанные в «Региональной карте помощи», по месту фактического проживания несовершеннолетнего (за исключением медицинской помощи, оказываемой по месту нахождения пострадавшего вне зависимости от места его жительства (места пребывания), выявившим органом профилактики посылается направление по оказанию помощи несовершеннолетнему, пострадавшему от сексуального насилия и эксплуатации по форме согласно приложению 2. При необходимости осуществляется сопровождение пострадавшего в соответствующий компетентный орган для оказания помощи;

4.9.   копия направления по оказанию помощи несовершеннолетнему, пострадавшему от сексуального насилия и эксплуатации выдается пострадавшему и (или) его законному представителю*;

4.10.   информированное согласие (независимо от принятого пострадавшим и (или) его законным представителем* решения о необходимости оказания помощи) в течение суток направляется в комиссию по делам несовершеннолетних (по фактическому месту проживания пострадавшего) Для учета и контроля (в случае получения согласия пострадавшего и (или) его законного представителя*) за принятием мер по оказанию государственными органами, учреждениями, организациями или общественными объединениями помощи пострадавшему;

4.11.   информация, поступающая в комиссию по делам несовершеннолетних, анализируется и в случаях, требующих дополнительного принятия мер, рассматривается на заседании комиссии по делам несовершеннолетних усеченного состава (в состав входят только органы профилактики определенные в пункте 2 по усмотрению председателя комиссии по делам несовершеннолетних), на котором при необходимости может приниматься решение о проведении комплекса мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение сексуального насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов.

6

 

5.    Органы профилактики, указанные в «Региональной карте помощи», при доставлении и (или) обращении к ним пострадавшего, или поступлении направления по оказанию помощи несовершеннолетнему, пострадавшему от сексуального насилия и эксплуатации, принимают незамедлительные меры по оказанию помощи несовершеннолетнему согласно компетенции, о чем в течение суток информируют комиссию по делам несовершеннолетних (по фактическому месту проживания пострадавшего).

О принятых мерах и результатах оказания помощи государственные органы, учреждения, организации или общественные объединения, указанные в «Региональной карте помощи», информируют комиссию по делам несовершеннолетних (по фактическому месту проживания пострадавшего) в течение трех суток после окончания оказания помощи.

Органы профилактики обеспечивают конфиденциальность полученной информации.

6.    Контроль за применением мер по защите пострадавшего и оказания ему помощи осуществляется органами профилактики в пределах компетенции.

Министерство образования является ответственным за обновление содержащейся в «Региональной карте помощи» информации об учреждениях и организациях, оказывающих помощь пострадавшим. В случае внесения изменений в указанную информацию Министерство образования обеспечивает своевременное информирование об этом органов профилактики.

Минский городской исполнительный комитет, областные исполнительные комитеты в случае изменения содержащейся в

«Региональной карте помощи» информации об учреждениях и организациях, оказывающих помощь, обеспечивают не реже 2 раз в год ее предоставление в Министерство образования.

Органы профилактики обеспечивают размещение информации, содержащейся в «Региональной карте помощи», на официальных сайтах и иных Интернет—ресурсах.

В трехмесячный срок после утверждения Национального механизма оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации, Министерство образования разрабатывает

«Региональные карты помощи».

 

Примечание. * в случае, если в отношении пострадавшего совершены действия со cmoponьf лица, от которого оно находится в зависимом положении (отец, мать, отчим и т.д.), то все действия,

7

предполагаемые       для       законного       представителя,                                    производятся представителем органа опеки и попечительства.

 

СОГЛАСОВАНО

Брестский облисполком Витебский облисполком Гомельский облисполком Гродненский облисполком Минский облисполком Могилевский облиспольом Минский горисполком

свернуть

Как уберечься от насилия

Службы, оказывающие помощь населению

СЛУЖБЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ, НАРКОЛОГИЧЕСКУЮ И ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В Г.ВИТЕБСКЕ

 

Витебское  областное управление фонда социальной защиты населения

г.Витебск,

ул.Правды, д.46

тел.619015, 654200

Комитет по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома

г.Витебск,

ул.Правды, д.32А

тел.682209

Управление по труду, занятости и социальной защите Витебского горисполкома

г.Витебск,

ул.Б.Хмельницкого, д.10

тел.362502, 362562

Управление социальной защиты администрации Первомайского района г.Витебска

г.Витебск,

ул.1-я Пролетарская, д.14

тел.643378, 643391, 643394

Управление социальной защиты администрации Октябрьского района г.Витебска

г.Витебск,

ул.Смоленская, д.9

тел.649996, 649799, 649897

Управление социальной защиты администрации Железнодорожного района г.Витебска

г.Витебск,

ул.Космонавтов, д.3А

тел.605733, 605212

Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии

г.Витебск, ул.Коммунистическая, д.6

регистратура тел.614580, анонимная регистратура

тел.614576 

свернуть

Метод воспитания - ненасилие!

Ребенок — Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви доста­ется нашим самым любимым людям.

Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от фи­зического насилия и психического давления со стороны взрос­лого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, кри­ку - если мы кричим, грубости -  если мы грубим, жестокости - если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в ус­ловиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого чело­века. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораз­до больше способствует гармоничному росту и всесторонне­му развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раз­дражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ниче­му его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Наказывая своего ребенка физически, родители наивно пола­гают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

  • страх;
  • возмущение, протест;
  • обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;
  • разрушение «нравственных тормозов»;
  • стремление к обману, изворотливость;
  • потерю способности к здравому рассуждению;
  • ребенок перестает видеть границу между добром и злом,
    между «можно» и «нельзя»;
  • агрессивное поведение;
  • снижение самооценки;
  • ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает за­держку их психического и социального развития. Важно не допус­тить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ре­бенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хоро­шие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сде­лать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно приме­нить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следу­ющие рекомендации:

1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услы­шать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

2.Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

3.Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.

4.Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

5.Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может "быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.

6.Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.

7.Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

8.Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

9.Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!

свернуть

Рекомендации для родителей по профилактике насилия в семье

Уважаемые родители! Задумывались вы хотя бы иногда, почему наказываете ребенка? А каковы причины плохого поведения вашего сына или дочери?

Мотивы проблемного поведения детей: 

  1. Борьба за внимание - если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями, чем никакого. 
  2. Борьба за самоутверждение - поведение направлено против чрезмерной власти или опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений) выражается в упрямстве, своеволии, действии наперекор. 
  3. Желание отомстить - в случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо, пусть и вам будет плохо. 
  4. Потеря веры в собственный успех - из-за сформированной низкой самооценки, ребенок приходит к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится", и внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.

 При использовании  родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей  к агрессивному поведению!!!  Следует учитывать  следующие недостатки наказаний:

  1. Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит, что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.
  2. Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка.( Например, если на ребенка повышают голос  дома -  это может ему понравиться, так как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников, т.е. выделяет его).
  3. Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.
свернуть

Рекомендации родителям Как оградить ребенка от насилия

Рекомендации родителям

«Как оградить ребенка от насилия»

 

Уважаемые родители, постарайтесь не пугать Вашего ребенка, но добейтесь того чтобы он твердо запомнил следующие правила:

 

  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Если кто – то об этом просит – немедленно расскажи родителям
  • Всегда играй в компании друзей
  • Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения старших.
  • Никогда не соглашайся, куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей
  • Кричи со всей силы, если кто-то хочет тебя заставить сесть в автомобиль или куда-то идти
  • Запомни свой адрес и номер телефона (включая код города), телефон 102
  • Всегда носи с собой список рабочих телефонов родителей
  • Запомни секретный пароль, и соглашайся идти только с людьми, которые знают пароль
  • Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи старшим, если это случилось
  • Помни, что твои родители любят тебя и никогда не накажут за сообщение правды
свернуть

Как защитить ребёнка от сексуального насилия

Памятка для родителей «Воспитание без насилия»

Памятка для родителей

«Воспитание без насилия»

  1. Принимать своих детей такими, какие они есть, с их особенностями, достоинствами и недостатками, ценить их неповторимость и индивидуальность.
  2. В ежедневном общении чаще повторять ребенку о том,  что вы его очень любите, верите в его силы, делать это без вся­ких условностей. Не говорить, что вы будете любить его, если он будет чистить зубы, убирать свои вещи, игрушки и т.д. Помнить, что любовь родителей - это необходимое чувство на протяжении всей жизни, а в дошкольном возрасте оно особо значимо.
  3. Предоставлять своему ребенку столько свободы, сколь­ко считаете нужным. Не стараться опекать его по мелочам, да­вать советы и рекомендации по незначительным вопросам. Позволять ему почувствовать себя свободным, самостоятель­ным.
  4. Объединяться со своим ребенком для преодоления опре­деленных трудностей, подчеркивая его право на свободное развитие, на принятие решений, связанных с организацией его жизни.
  5. Чаще создавать дома ситуации для разговора «по душам», чтобы ребенок мог спокойно рассказать о своих проблемах.
  6. В сложной для малыша ситуации не усугублять ее свои­ми окриками, нравоучениями. Задавать себе вопросы: «Чем я могу помочь сейчас своему ребенку?», «Как я должен (должна) поступить, чтобы мой ребенок преодолел эту трудность?»
  7. Не наказывать детей в присутствии посторонних людей. Это унижает их достоинство, а боль и обида еще надолго оста­нутся в сердце. Все неприятные для родителей и ребенка разго­воры должны проходить наедине.     
  8. Не стараться сделать своего ребёнка похожим на себя. Он - не ваша собственность, он - другой человек, со своими желаниями и стремлениями.
  9. Не применять наказание в состоянии возбуждения, не срывать на детях свою усталость, злость после ссоры или кон­фликта на работе. Помнить о том, что они понимают неспра­ведливость вашего наказания.
  10. Быть последовательным в отношениях с детьми, не ста­вить свои требования в зависимость от настроения. Предъяв­лять ребенку четкие требования, разъяснять их, терпеливо по­вторять их при необходимости.
  11. Хвалить сына (дочь) за каждый хороший поступок, даже если он кажется незначительным. Это придает ему (ей) уверенность в своих действиях, формирует чувство самоува­жения.
  12. Защищать позицию своего ребенка, когда ущемляется его достоинство. Не винить ребенка за создавшуюся сложную экономи­ческую ситуацию в семье. Не применять физическое наказание, когда он испортил куртку, порвал брюки и т.д. ребенок будет бережнее относиться к вещам, если вы ему вежливо и спокойно объясните, каких трудов вам стоило их купить. В противном случае он будет назло портить свои вещи, досаждая агрессив­ным родителям.

      

свернуть

Почему нельзя кричать на детей

7 веских причин, почему никогда не стоит кричать

На детей - последствия необратимы

 

Если Вы хотите быть хорошими родителями, никогда не совершайте подобных ошибок.

1. Из-за криков у ребенка может возникнуть психологическая травма

Психологи пришли к выводу, что если родители часто кричали на ребенка в детстве, в подростковом возрасте у него может возникнуть глубокая депрессией. Из-за детской травмы у таких подростков есть сложности с самооценкой, они склонны лгать взрослым по любому поводу и не готовы рассказывать о своих проблемах даже в самых тяжелых ситуациях.

2. Крик показывает беспомощность родителя

Психологически устойчивый человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта вряд ли будет срываться на маленького ребенка. Скорее он выйдет из комнаты, переведет дух и только потом объяснит, что так делать нельзя. Крик же говорит только о том, что мама или папа не знают, что делать в данной ситуации и не могут найти в себе силы, чтобы сдержаться.

3. Крик не помогает воспитанию

Он вызывает у ребенка только чувства обиды и беспомощности. Добиться искренних слов извинения и признания ошибок после конфликта, который проходил на повышенных тонах, вряд ли удастся.

4. Крик приводит к агрессии

Не секрет, что дети зеркалят поведение родителей. Но кричать или бить в ответ они не могут из-за того, что их статус в семье ниже. Именно поэтому они начинают проявлять агрессию по-другому: драться на детских площадках, бить сверстников (в детском саду, в школе) и унижать воспитателей (учителей). Кстати, доказано, что подростки, которые устраивают в школе буллинг, обычно страдают от недостатка внимания в семье.

5. Крик ничем не лучше физического насилия

Конечно, если Вашему ребенку уже 13-14 лет, он может дать Вам отпор и ответить тем же, то есть накричать и уйти, хлопнув дверью. Но дети помладше не могут позволить себе так вести себя по отношению к взрослому. Выходит, что когда Вы кричите на ребенка, Вы автоматически становитесь абьюзером, ведь происходящее больше напоминает психологическое насилие над слабым, который не в силах себя защитить.

6. Крик физически вредит здоровью ребенка

Доказано, что ребенок, на которого все время кричат, обречен на проблемы со здоровьем. Американские ученые из Айовы сделали вывод, что грубость родителей ухудшает работу мозга, сердечно-сосудистой системы и даже может привести к ожирению. А исследование психиатров из Гарвардской медицинской школы (США) показало, что словесные оскорбления, унижения или упреки, сказанные мамой или папой в порыве гнева, могут значительно и надолго изменить структуру детского мозга.

7. Криком можно разрушить любовь

Дети все воспринимают буквально. И когда самый дорогой человек на свете на него кричит, малыш думает, мама или папа его больше не любят. И какие бы слова не были сказаны позже, ситуация запомнится на уровне подсознания. Это может привести к тому, что ребенок будет ощущать себя угнетенным и напуганным и станет во всем повиноваться, лишь бы только получить ту самую так не хватающую ему родительскую любовь.

Почему мы кричим?

Чаще всего причины две:

• мы истощены или испытываем стресс. А крик — одна из самых простых по энергозатратности реакций нашего организма;

• мы просто не умеем реагировать по-другому.

Как перестать кричать?

Дети, особенно маленькие, не умеют и не станут делать что-то назло. Взрослые, и тем более родители, для них авторитет и защита. При этом многие вещи, которые для взрослого тривиальны (завязывание шнурков, например), для них очень сложны. Вы тоже это когда-то проходили.

Когда ребёнок чем-то вас бесит, и Вы хотите на него накричать, вспомните:

- он делает это не из вредности, а потому что не может сделать лучше;

- от вашего крика он не начнёт действовать «взрослее» – наоборот, запаникует, расплачется и совсем утратит способность что-то делать (это называется «регрессия» – под воздействием стресса ребёнок как бы отступает в прошлое, «становится младше» в развитии).

Криком делу не поможешь. Хотите от ребёнка толковых действий – перестаньте кричать.

1. Определите самые частые ситуации, в которых вы кричите. Обычно это одинаковые, постоянно повторяющиеся ситуации. Например, дети играют, балуются или смотрят в потолок в то время, когда они должны быстро собраться в сад или школу. Подумайте вместе с ребёнком, как можно избегать таких ситуации. Или как выходить из них быстро и без крика.

2. Перестаньте копить эмоции до того момента, когда терпение лопнет и Вас прорвет. Анализируйте свои чувства прямо во время ситуации и сообщайте о них ребёнку. "Я сейчас очень злюсь", "Меня это раздражает", "Я чувствую, что скоро начну кричать". Если чувствуете, что сейчас прорвет, то дайте себе 5 минут на стабилизацию своего состояния. Выйдите в другую комнату, попейте воды.

3. Останавливайтесь в любой момент. Даже если уже начали кричать и вдруг поняли, что делаете что-то не то. Или начинайте кричать со смешным акцентом, если остановиться не получается.

4. Расскажите детям, что Вы хотите научиться решать проблемы без крика. Расскажите, из-за чего Вы кричите. Спросите ребёнка, как он считает, что нужно делать, чтобы и Вы не кричали, и результат был.

5. Любите себя и заботьтесь о своих душевных силах. Не допускайте такого сильного истощения, когда не можете контролировать свои реакции. Устраивайте себе отдых, разделите часть своих обязанностей с другими членами семьи.

6. Подумайте, что вызывает такую реакцию. Причиной может стать и эмоциональное выгорание родителей, и чувство вины, и страх перед осуждением окружающих. Какими бы ни были причины Вашего состояния, попробуйте разобраться в них  самостоятельно или же с помощью психотерапевта. За криком часто скрыты более глубокие переживания, и, возможно, уделив внимание своему душевному состоянию, вы облегчите жизнь и себе, и своим детям.

Не стоит думать, что мы можем научиться не кричать в один момент. Ведь эта модель поведения формировалась у нас годами. Так что потребуется время для выработки новой привычки.

Старайтесь и у Вас всё получится!

свернуть

Воспитание без насилия: методы и приемы ненасильственной педагогики

Уважаемые родители! Конечно, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжѐнный труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик. И не всегда находите правильный выход из этого тупика. И чувствуя своѐ бессилие, совершаете насилие в отношении собственного ребѐнка. 

Как бы печально это ни звучало, но жестокость родителей в отношении к детям – широко распространенное явление. Около 14% всех детей периодически подвергаются жестокому обращению в семье со стороны своих родителей, применяющих к ним физическую силу, психологическое, эмоциональное насилие.

 

Характеристика родителей, проявляющих жестокость

Самые распространенные общие проблемы, которые характерны для таких родителей – частые депрессии, чувство одиночества, супружеские раздоры, отсутствие работы, злоупотребление психотропными веществами, перенесенный развод, насилие в семье, пьянство и беспокойства, связанные с нехваткой денег.Большинство родителей осознает, что они не должным образом обращаются со своими детьми, но им не под силу себя остановить. Жестокость родителей к детям бывает импульсивной или намеренной, сознательной или неосознанной. Родительская жестокость, согласно исследованиям, имеет место в 45% семей. Однако, если учитывать еще и угрозы, подзатыльники, запугивания и шлепки, то практически каждый ребенок подвергается хотя бы изредка проявлениям родительского насилия.

 

Мотивы и причины родительской жестокости

Главные мотивы жестокости родителей к своим детям – стремление «воспитать» (50%), месть за то, что ребенок не оправдывает надежды, что-то просит, постоянно требует внимания (30%). В 10% случаев жестокость к детям является самоцелью – кричать ради крика, избивать ради избиения.

 

Наиболее типичными причинами жестокости в семье являются:

  1. Традиции патриархального воспитания. Ремень и порка долгие годы считались лучшим (и единственным) воспитательным средством. Вспоминается некогда популярный афоризм: «Побольше тумаков – меньше дураков».
  2. Современный культ жестокости. Резкие социально-экономические изменения в обществе, стремительная переоценка ценностей приводят к тому, что родители часто оказываются в состоянии стресса. При этом они переживают прилив ненависти к более слабому и беззащитному существу – к ребенку. «Разрядка от стрессов» тоже зачастую происходит на детях, чаще на дошкольниках и младших школьниках, не понимающих, почему родители сердятся на них.

 Какие методы можно применить, чтобы защитить ребѐнка от самого себя?  

 

Четыре заповеди мудрого родителя

  1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всѐ знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Наверняка найдѐтся хоть одно дело, с которым ВАШ РЕБЕНОК справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
  2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Если разговор о том, что «Машенька из 2 подъезда непревзойдѐнно играет на пианино», происходит в присутствии вашего ребѐнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всѐ равно что-нибудь скажите.
  3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!» Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребѐнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твѐрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

 Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Не бойтесь открыть свою любовь к ребенку. Специалисты выделяют три способа:

  1. Слово. Называйте ребѐнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
  2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребѐнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребѐнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. «Переласкать» его, считают психологи, невозможно.
  3. Взгляд. Не разговаривайте с ребѐнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Последствия жестокого обращения с детьми  в семье:

  • развитие лжи и лицемерия, трусости и жестокости;
  • объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
  • агрессивное, преступное поведение детей;
  • злоба и ненависть к старшим;
  • самовольные уходы из дома

 

Ребѐнок, подвергшийся насилию:

накапливает в душе чувства страха, разочарования, бессилия, унижения; становится агрессивным, испытывает сильное беспокойство; подавлен, может быть предрасположен к саморазрушению; снижаются его способности /успеваемость/ склонен к самоизолированию, не доверяет окружающим людям; у него меньше красивых фантазий о будущем, он мало чего ожидает от завтрашнего дня.

 

Специалисты рекомендуют родителям, испытывающим желание ударить плачущего ребенка, проделать следующее:

       Быстро выйти из комнаты и позвонить приятелю;

  • Включить успокаивающую музыку;
  • Успокоиться, сделав 10 глубоких вздохов, затем через паузу еще 10 вздохов;
  • Выйти в другую комнату и сделать какие-нибудь упражнения;
  • Принять прохладный душ;
  • Сесть, закрыть глаза и представить, что вы находитесь в приятном для вас месте.
  • Если ни одна из стратегий не помогает, обратитесь за помощью к профессионалам.

 

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребѐнка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

свернуть

«Кризисная» комната для временного приюта

Если Вы подверглись насилию в семье, стали жертвой торговли людьми, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, являетесь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прибывшим в район при распределении по первому рабочему месту (нуждаетесь в жилье на кратковременный период решения вопроса о предоставлении места проживания), то «кризисная» комната для временного приюта открыта для Вас.

Вы можете обратиться:

- в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г.Витебска» по адресу: ул. 1-я Пролетарская, д. 20, каб. 16, тел. 37-20-17, тел. (33) 903-14-95 (МТС) (в будние дни с 08.00 – 17.00, обед 13.00–14.00);

- в отдел внутренних дел администрации Первомайского района г.Витебска,  37-61-02; +375 29 711-53-16; 102 (круглосуточно, ежедневно).

Психологическую помощь можно получить по телефону «Доверие»: 37-04-32, 37-20-17 (в будние дни с 08.00 – 17.00).

https://disk.yandex.ru/i/aBEV4CQJJ0WYlg 

свернуть

Меры наказания за совершения насилия семье, предусмотренные в Республике Беларусь в соответствии с законодательством

Против жизни и здоровья

- убийство (ст. 139 УК);

- умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК);

- умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149 УК);

- истязание (ст. 154 УК);

- умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (ст. 9.1 КоАП);

 

Против половой неприкосновенности или половой свободы

- изнасилование (ст. 166 УК);

- насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

 

Против личной свободы, чести и достоинства

- незаконное лишение свободы (ст. 183 УК);

- угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (ст. 186 УК);

- оскорбление (ст. 9.3 КоАП);

- мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП).

 

На данный момент решение проблемы насилия в Республике Беларусь регулируется нормативно-правовыми документами:

- Конституция Республики Беларусь;

- Уголовный кодекс Республики Беларусь (ст.139, 147, 149, 154, 166, 167, 183, 186;)

- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст.9.1, 9.3, 17.1;)

- Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (ст.1, 59, 66-1, 67;)

- Гражданский кодекс Республики Беларусь;

- Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (ст.1, 17;)

- Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (ст.1, ст.28, ст.30).

 

ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ - установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

 

Защитное предписание может запретить:

- предпринимать попытки выяснять место пребывания жертвы насилия в семье; посещать места нахождения жертвы насилия в семье, если жертва временно находится вне совместного места жительства;

- общаться с жертвой насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;

- распоряжаться общей с жертвой насилия в семье собственностью.

 

Защитное предписание может предписать:

- временно покинуть общее с жертвой насилия в семье жилое помещение.

 

Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия), 9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.

 

Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.

 

Терпеть и скрывать насилие в семье или же обратиться за помощью – это личный Ваш выбор, но не стоит заблуждаться и рисковать своим здоровьем и здоровьем своих близких!

свернуть

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

При этом,  большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие– это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. 

Психическое (эмоциональное) насилие– это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

  • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, постоянные финансовые трудности;
  • постоянные супружеские конфликты;                                          
  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  • низкий уровень культуры, образования;
  • негативные семейные традиции;
  • нежелательный ребенок;
  • умственные или физические недостатки ребенка;
  • «трудный» ребенок.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей. 

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.  Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

  • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
  • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
  • низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
  • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
  • задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
  • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»

свернуть