Поведение ребенка Ноет, шумит,встревает в разговор, не слушается и др.
Цель, которую неосознанно преследует ребенок Привлечь к себе внимание
Реакция взрослых Обращают внимание и раздражаются
Ответ ребенка на реакцию взрослых Прекращает на время, потом снова начинает
Рекомендации педагога- психолога - Игнорировать, попытаться переключить внимание на другую деятельность, объект. Направить интерес в другое русло.
- Обращать внимание, когда ведет себя хорошо.
- Задать вопрос: « Может быть, ты хочешь, чтобы я обратил (а) на тебя внимание?»
- обучать общению со сверстниками.
Поведение ребенка Отказывается делать то, что от него хотят
Цель, которую неосознанно преследует ребенок Показать, что имеет власть над другими.
Реакция взрослых Пытаются использовать свою власть, чтобы заставить, начинают сердиться
Ответ ребенка на реакцию взрослых Упрямится или усиливает неповиновение
Рекомендации педагога- психолога - Избегать борьбы за власть;
- Общение на равных (ответственность за свои слова и поступки).
Поведение ребенка Вредит или портит вещи, может оскорбить
Цель, которую неосознанно преследует ребенок Отплатить, отомстить, взять реванш
Реакция взрослых Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев, обиду
Ответ ребенка на реакцию взрослых Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это.
Рекомендации педагога- психолога Не показывайте свой гнев и обиду. Если что-то испорчено через некоторое время (когда ребенок успокоится) привлечь его к уборке. Ремонту, чистке и т.п.
Поведение ребенка Постоянно требует помощи, не способность научиться самостоятельным навыкам
Цель, которую неосознанно преследует ребенок Продемонстрировать свою не способность и неадекватность.
Реакция взрослых Сразу оказывают помощь. Соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен.
Ответ ребенка на реакцию взрослых Остается беспомощным.
Рекомендации педагога- психолога Дать возможность ребенку попробовать свои силы, Поверить в способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят.
Поведение ребенка Молчалив,нерешителен, не может постоять за себя, свои интересы. Не высказывает свою точку зрения.
Цель, которую неосознанно преследует ребенок Избежать контактов со сверстниками и взрослыми.
Реакция взрослых Акцентирует внимание, стыдит, обсуждает поведение при других взрослых; не обращает внимания на то, что ребенок играет в одиночестве.
Ответ ребенка на реакцию взрослых Застенчивость, нерешительность усугубляется.
Рекомендации педагога- психолога - Привлечение к групповой деятельности.
- Тренировать навык общения.
- В игре давать роль не свойственную ребенку (смелую, активную)
- Замечать успехи демонстративно.
- Давать посильные поручения
- Отвлекать внимание от раздражающих мыслей и переживаний
- Не подавлять инициативу, вселять уверенность в успех.
- Повышать самооценку, создавая ситуацию успеха.
- Не сравнивать с другими детьми.
Поведение ребенка Страх, боязливость.
Цель, которую неосознанно преследует ребенок Привлечение внимания.
Реакция взрослых - запугивание сказочными героями, животными, темнотой, одиночеством
- физическое наказание как воспитательное мероприятие;
-тревожность взрослых; тревожность, ситуация усугубляется в случае негативного опыта ребенка (боль от лечебных процедур и т. п.).
Ответ ребенка на реакцию взрослых Разрушение доверия между ребенком и взрослым
Рекомендации педагога- психолога - Дать возможность реализовать фантазию, воображение через рисунок, сказку.
- Не запугивать ребенка.
- Не напоминать о страхе.
- Не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.
В случае, если страхи интенсивны и постоянно нарастают, влияя на характер и поведение ребенка, при необходимости необходимо обратиться к специалисту (психолог, психоневролог).
- излишняя опека (не трогай, а то…, не бегай, а то…). взрослым.
Поведение ребенка Сосет палец, грызет ногти, навязчивые движения и т.п.
Цель, которую неосознанно преследует ребенок Самозащита.
Реакция взрослых Стыдят, жалуются, лишают ласки и теплоты при общении, строгость родителей, постоянное «нельзя». Завышенные ожидания от ребенка, сравнение с другими детьми.
Ответ ребенка на реакцию взрослых Переживание, беспокойство, нервность, напряжение.
Рекомендации педагога- психолога - Избегать ситуаций повышающих тревогу (ожидание, выступление);
- Не предвосхищать результат деятельности ребенка. Задания должны соответствовать интеллектуальным возможностям ребенка;
- Не ругать, не сердиться, не наказывать физически;
- Разнообразить игрушки;
- Наладить его детские контакты;
- Исключить (на время) возбуждающие мероприятия (фильмы, страшные истории и т. п.).
Поведение ребенка Занимается онанизмом.
Цель, которую неосознанно преследует ребенок Снятие напряжения, беспокойства.
Реакция взрослых Стыдят, наказывают, надевают тугую одежду, укутывают.
Ответ ребенка на реакцию взрослых Занимается онанизмом в скрытых местах.
Рекомендации педагога- психолога - Не допрашивать, не стыдить, особенно при посторонних людях, не ругать и не запугивать;
- Уделяйте ребенку больше внимания;
- Отрегулируйте его питание (чрезмерно сладкая и наваристая мясная пища при небольшом количестве воды вызывает зуд);
- Необходимо надевать свободную одежду;
- Нельзя насильственно кормить; - Желательно обратиться к специалистам (уролог и гинеколог, невропатолог, психолог).
Поведение ребенка Нервный ребенок. Не умеет и не хочет владеть собой. С возрастом проблемы сна и аппетита нарастают.
Цель, которую неосознанно преследует ребенок Не осознается ребенком.
Реакция взрослых Упрекают, читают нотации, стыдят, пугают.
Ответ ребенка на реакцию взрослых Неуправляем, разболтан, непредсказуем. Кричит, командует, требует. Эмоционален, обидчив.
Рекомендации педагога- психолога - Причины отклонения в поведении необходимо уточнить у врача (возможна невропатия). Строго выполняйте рекомендации врача.
- Не предъявляйте ребенку требования, не соответствующие его возможностям лишь только формирующейся психики.
- Помните, что главной причиной невроза бывает ваше воспитание, особенно ваш взгляд на «нельзя» и «можно».
- Не ущемляйте его достоинство, не управляйте ребенком, словно роботом.
- Заблаговременно говорите ребенку о предстоящих переменах.
- Помочь ему во время кризиса 3-х лет.
- Не показывайте свои переживания, страхи.
Поведение ребенка Гиперактивность,«непослушаемость» рук,тела, ног. Ребенок-исследователь. Импульсивный, шумный. Сон беспокойный.
Цель, которую неосознанно преследует ребенок Не осознается ребенком.
Реакция взрослых Раздражение и жалость. Нравоучения и упреки.
Ответ ребенка на реакцию взрослых Неусидчивость, рассеянность, ищет оправданий и верит в них. Настроение резко изменчиво. Негативизм и агрессия (конфликтен).
Рекомендации педагога- психолога - Необходима консультация психоневролога. Строго выполняйте рекомендации врача;
- Запаситесь терпением;
- Единая воспитательная позиция взрослых;
- Соблюдайте режим дня (ребенок четко должен знать, что за чем нужно сделать);
- Игра - главное лекарственное средство. Друзей должно быть мало. Планируйте игру. Чаще играйте в настольные игры;
- Желательны занятия спортом;
- Не раздражайтесь при неудаче. Спокойно повторите ему задание. Не проявляйте чувство жалости к ребенку. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях.
- Комната ребенка должна быть в спокойных тонах. Ограничить просмотр телевизора. Избегайте шумных компаний.
Поведение ребенка Часто лжет, хвастается (после 4-х лет).До 6 лет ребенок еще не сознательный. Реальность фантазий велика.
Цель, которую неосознанно преследует ребенок Ложь, как защита или нападение ребенка. Ложь - лекарство против стресса.
Реакция взрослых Сравнивают с другими детьми. Осуждение, запрет (« нельзя»), преувеличение, запугивание, несистемность контроля. Недоверие.
Ответ ребенка на реакцию взрослых Деформация самооценки (занижается или завышается), месть. Проверяет свою тактику, влияние на других.
Рекомендации педагога- психолога - общайтесь «на равных».
- не сравнивайте с другими детьми, вызывая ревность и соперничество.
- Не лгите при ребенке. -Постарайтесь найти причину лжи. Что это – ложь - нападение; защита; ревность; фантазия; вежливость; самозащита.
- Если ребенок не сознается во лжи - не заставляйте, расскажите историю о том, что случается с врунишками. Если сознался - значит честный. Учите говорить любую правду.
- Поощряйте искренность. Будьте честны с ребенком, любите его.