Страничка музыкального руководителя

Хотите воспитать одарённого ребенка?

Тогда воспользуйтесь советами Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одарённые дети.

-Я отвечаю на все вопросы насколько возможно терпеливо и честно.

-Я не ругаю ребёнка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

-Я предоставил ребёнку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.

-Я показываю ребёнку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

-Я поручаю ребёнку посильные заботы.

-Я помогаю ребёнку строить его собственные планы и принимать решения.

-Я беру ребёнка в поездки по интересным местам.

-Я никогда не говорю ребёнку, что он хуже других детей.

-Я снабжаю ребёнка книгами и материалами для его любимых занятий.

-Я приучаю ребёнка мыслить самостоятельно.

-Я регулярно читаю ребёнку.

-Я побуждаю ребёнка придумывать истории, фантазировать.

-Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребёнком наедине.

-Я позволяю ребёнку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.

-Я никогда не дразню ребёнка за ошибки.

-Я хвалю ребёнка за выученные стихи, рассказы, песни.

-Я учу ребёнка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

-Я честен в оценке своих чувств к ребёнку.

  Если вы согласны с 20 % из них, то, вероятно, над остальными стоит еще подумать. Но если они вас устраивают полностью или хотя бы на 90 %, пожалуй, вам следует несколько охладить свой воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребенку.

свернуть

Новогодние утренники: рекомендации.

Развиваем музыкальную культуру детей

Развиваем музыкальную культуру детей

Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни, формирования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели – воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.

Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально-художественное впечатление, каждый музыкально-художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», – писал он.

Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле. В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека. В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка ко всему многообразию музыкальной культуры. Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством различных упражнений. Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере.

Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру. Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции. Из сказанного можно сделать вывод о том, насколько важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Часто родители задают вопрос: «Каждого ли ребёнка нужно учить музыке?». На этот счёт у прогрессивной музыкальной педагогики нет разногласий. Учить музыке надо всех детей без исключения. Венгерский педагог Дьюлане Михайи говорит: «Нельзя терпеть потерю ни одного ребёнка для музыки». Наша известная пианистка и педагог А.Д. Артоболевская пишет: «Я считаю, что решительно всем детям надо дать начальное музыкальное образование».

Ещё с древнейших времён известно об оздоровительном воздействии музыки на организм человека. Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активизируют функции дыхания и кровообращения, являются эффективным способом психорегуляции. Не случайно музыка используется в медицине.

Музыка – важнейшее средство эмоционального развития ребёнка. Задача родителей и педагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях. С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. Это понимали ещё древние греки, и поэтому музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение) были обязательны в программе древнегреческой школы. Древнегреческие учителя, подбирая определённые музыкальные произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, простота, мужество.

«Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, — отмечал В.Сухомлинский, — важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность – это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения. Я убеждён, что музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры».

Развитие эмоциональной сферы в свою очередь стимулирует работу мозга. И.И. Павлов писал, что «…главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идёт от подкорки. Если исключить … эмоции, то кора лишается главного источники силы».

Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить. Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве.    Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями. Известный венгерский педагог Тибор Шараи считает, что «…слушание музыки способствует усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности».

Слушание музыки формирует эстетический вкус и приобщает детей к миру музыкальной культуры. А какой простор предоставляет музыка для творческого самовыражения! Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они они становятся и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом. Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи. Дети и родители становятся ближе и понятней друг другу.

Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни каждого ребёнка. И кто как не родители могут поспособствовать этому! «Хорошие родители важнее хороших педагогов», — так считал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если равнодушны к музыке родители. Именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно организовать эти занятия, а при необходимости и отвести малыша в студию, кружок или музыкальную школу.

Как показали социологические исследования у нас и за рубежом, увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи. Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребёнка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям полную свободу. Но это не так. Если задатки специально не развивать, они увядают и гаснут. Задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми, в общении с ними.

Многолетний опыт музыкального воспитания детей показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Память детства – самая драгоценная память: то, что узнал в детстве, остаётся на всю жизнь. В душе каждого ребёнка есть искра любви к прекрасному. От окружающих взрослых зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем. Если никто в семье не имеет музыкального образования, не поёт и не играет на каком-нибудь музыкальном инструменте, то решающим является отношение родителей к музыкальному воспитанию. Первое и самое важное, что требуется от семьи, — это создать атмосферу предельного уважения к хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой).

Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания. Помогите детям полюбить музыку, и она сделает вашу жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту.

свернуть

Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста

Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста

Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача.

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И. Калинина о народном творчестве: “…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Белорусский фольклор – душа белорусского искусства, белорусской музыки. Произведение народного фольклора - бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к «прекрасному», научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с детьми эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных.

Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним.

А вот для того, что бы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Когда малыш просыпается, его гладят по животу и приговаривают:

Ціха, куры, не крычыце,

Майго Ваню не будзіце,

А мой Ваня будзе спаць,

                                             Будзе вочкі закрываць.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство белорусского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребёнка:

 - слушание

 - пение

 - игра на детских музыкальных инструментах

 - народная хореография

 

С белорусскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д. Они для детей в возрасте до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам.

Знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного белорусского народного творчества.

свернуть

Использование театрализованных игр для развития детей

Использование театрализованных игр

для развития детей

 

        Дошкольный  возраст – это возраст, когда формируется личность ребенка. Усложняется эмоциональная жизнь малыша. Раньше он общался только с матерью. Со временем  круг общения ребенка  расширяется, в него уже входят не только сверстники, но  и другие взрослые.

   Ведущая деятельность в детском саду  – игровая. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, который активно применяется в детском саду. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой.  Но дети, не имея жизненного опыта, творческого воображения не могут отразить в игре эмоциональное состояние, поэтому  большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность.

      Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений.

          Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Эти занятия   помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют проявлению любознательности, настойчивости, целеустремленности, развивают эмоции при разучивании ролей.

          Используя театрализованную  деятельность в детском саду, каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Этому способствует распределение ролей, игровые упражнения, этюды. Например, при работе над сказкой  «Теремок» - одни дети разыгрывают очередную сценку, используя куклы бибабо на ширме; другие разыгрывают эту же сказку в форме настольного театра; третьи – драматизируют. Такая работа проводится в соответствии с воспитательно-образовательной деятельностью, которую осуществляет музыкальный руководитель и воспитатели.

 

Театрализованная деятельность включает в себя:

 

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения

           Развитие театральной деятельности в детском саду  и накопление эмоционального  опыта у детей - длительная работа, которая требует также участия родителей. Важно участие родителей в утренниках и развлечениях, в которых родители и дети являются равноправными участниками.  Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

            Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

             Родители также могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

            Практикуйте дома различные интересные занятия, которые увлекут вашего ребёнка и не дадут ему заскучать!

 

Практический материал в помощь родителям

 

Игры – потешки

 

             В эти забавные игры можно играть где угодно— всё  зависит от  вашего воображения.

Хома-хома-хомячок

 

Стишок сопровождается определенными движениями

Хома, хома, хомячок 

хлопаем в ладоши

Хома  - рыженький бочок 

правой рукой поглаживаем левый бок, затем левой рукой поглаживаем правый

Хома рано встает 

потягиваемся, руки вверх

Щечки моет,

трем щечки кулачками

Шейку трет

трем шею кулачками

Подметает хома хатку

делаем движения руками как будто подметаем пол

И выходит на зарядку

идем на месте, маршируя

Раз!

руки в стороны

Два!

руки в исходное положение, к груди

Три!

руки в стороны

Четыре!

руки в исходное положение

Пять!

руки в стороны

Хома сильным хочет стать!

 руки согнуты к плечам, кулачки сжаты, мускулы рук напрягаем, как у силачей

 

 Игры–стихи

            Учим детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

            Взрослый  читает стихотворения, ребенок  имитирует движения по тексту:

 

 Музыканты

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

 

 

Мотылек

Летал мотылек,

Порхал мотылек,

Присел отдохнуть

Летал мотылек,

Порхал мотылек,

Напиться присел

На росистый лужок.

Летал мотылек,

Порхал мотылек,

Присел подремать

На прохладный пенек.

 

 Пальчиковые игры

 

           Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум.  У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя и ребенка.

           Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно чётче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту.

                           

 Домик

 

Я гуляю во дворе                 

хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой

Вижу домик на горе         

ритмичные хлопки ладошками

Я по лесенке взберусь      

раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев

И в окошко постучусь. Тук, тук, тук, тук!                   

поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой

  

Котёнок

 

Шёл один я по дорожке,

показываем один пальчик

Шли со мной мои две ножки

показывает два пальчика

Вдруг на встречу три мышонка,

показываем три пальчика

Ой, мы видели котенка!

хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову

У него четыре лапки,

показываем четыре пальчика

На лапках - острые царапки,

царапаем ноготками поверхность того что под рукой

Один, два, три, четыре, пять,

на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков

Нужно быстро убегать!

двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности

  

Комар

 

Летит муха вокруг уха - жжж

водим пальчиком вокруг уха

Летят осы вокруг носа - сссс

водим пальчиком вокруг носа

Летит комар, на лоб - оп

пальчиком дотрагиваемся до лба

А мы его - хлоп

ладошкой до лба

И к уху - зззз

зажимаем кулачок, подносим его к уху

Отпустим комара? Отпустим!

подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку

 

 Домашний кукольный театр

 

           Для домашнего кукольного театра можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью, но наибольшую ценность имеют игрушки, изготовленные родителями совместно с детьми.

           Очень легко и быстро, можно сделать куклу на пальчик из бумаги. Ребенок надевает атрибуты на пальцы, сам действует за персонажей. Пальчиковый театр хорош тем, что один ребенок может сразу показать несколько персонажей.

           Вам потребуется: цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, нитки мулине.

Способ первый

  • Вырежьте прямоугольник со сторонами 5 и 6 см из     нужного цвета бумаги.
  • Сверните в трубочку и склейте концы. Заготовка для куклы готова.
  • Теперь вырежьте из бумаги глазки, ушки, носик, юбочку и т. д. и наклейте их на заготовку или нарисуйте все фломастерами.
  • Для волос используйте нитки мулине.

Способ второй

  • Из цветной бумаги вырежьте сектор, угол у которого должен быть прямым, со сторонами 6 см.
  • Склеив стороны, вы получите конус — основу для вашей куклы.
  • Если вам нужны волосы, сделайте пучок из ниток мулине и приклейте его внутри вершины конуса, словно волосы растут из макушки.

Сюжет спектакля должен быть коротким по времени и строиться на хорошо известных сказках. Для детей 3-4 лет   подходят   известные всем русские сказки: «Колобок», «Репка», «Снегурочка», «Лиса да заяц». Для детей постарше будут интересны сказки: «Гуси-лебеди», «Петушок-золотой гребешок», «Три поросенка» и т.д.

 

свернуть

«Волшебный мир звуков»

«Волшебный мир звуков»

Консультация для родителей

по элементарному  музицированию с детьми 3-5 лет

    Знакомство ребёнка со звуками является первой ступенькой для вхождения в мир музыки. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них красивые звуки.

   Это могут быть музыкальные игрушки, шумовые инструменты /барабан, погремушка, колокольчик, дудочка, бубен. Можно и самим изготовить музыкальные инструменты. Для этого понадобятся: бумага, газета, разноцветные фантики, целлофан,  деревянные брусочки,  кубики,  карандаши, палочки разной толщины; коробочки из разных материалов, киндер-сюрпризы, баночки от йогурта; природные материалы: жёлуди, каштаны, орехи, шишки, камешки, ракушки;  различная крупа; металлические баночки, пуговицы, шарики. Когда инструменты будут сделаны, послушайте, как они звучат: тихо, громко, звонко, глухо.

     Самое первое представление о выразительности различных тембров дети получат, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку, например, «Теремок».

    Начните рассказывать:

«Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок»,

сопровождая слова игрой на деревянных ложках.

«Как по полю, полю мышка бежит / лягушка, зайка и т.д./

У дверей остановилась и стучит».

 Предложите ребёнку подобрать для каждого персонажа инструмент и придумать ритм стука.

Например:

Мышка – треугольник,

Лягушка – бубен,

Зайка – ксилофон,

Волк – кастаньеты.

Медведь – барабан.

  В следующий раз, рассказывая сказку, можно пропускать слова, обозначающие  персонажей, пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент.

      Игры с музыкальными инструментами

«Лесное эхо»

   В этой игре ваш малыш научится воспроизводить звук определённой силы. Сначала вместе вспомните, что такое эхо, как тихо оно отвечает на наши громкие звуки. Расскажите ребёнку, что во всякой музыке есть тихие и громкие звуки.

   Возьмите игрушки или музыкальные инструменты и начинайте игру. Кто вступает первым, у того игрушка (музыкальный инструмент) обязательно должна звучать громко, а у того, кто отвечает – тихо. Потом можно поменяться ролями и игрушками (музыкальными инструментами).

   Можно воспроизводить звуки ладошками или голосом.

  Такие игры со «звучащими жестами» развивают ловкость, точность движений, которые очень помогут вашему ребёнку в обучении игре на музыкальных инструментах.

«Зеркало»

  Сядьте напротив вашего малыша и начните игру. Условия игры: первый играющий хлопает так, как захочется. Но второй играющий должен в точности повторить действия первого. Желательно прохлопывать медленно и очень равномерно 3-4 раза, начиная с самого простого ритма. Когда ребёнок точно повторит ваш ритмический рисунок, поставьте ему задачу посложнее: хлопков больше и ритм более сложный. Затем поменяйтесь ролями, пусть теперь ребёнок даёт вам задание и оценит правильность вашего исполнения. Можно играть в эту игру и с музыкальными инструментами.

«Волшебная корзинка»

   Из «волшебной» корзинки достаёте различные звучащие предметы: громко тикающий будильник, стеклянный стакан (звените им), железную крышку от кастрюли, деревянные кубики, шуршите бумажкой и тихонько свистите, чтобы было похоже на ветер, заводите ключиком металлическую игрушку и переливайте воду. Ребёнок, не открывая глаз, старается отгадать, что это звучало.

 Использование бытовых предметов и самодельных инструментов в педагогической практике вносит столь необходимую детям увлекательность, развивает изобретательность, ассоциативность мышления, способствует обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента.

 

свернуть

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Ведь взрослые слушатели могут все недосказанное исполнителем дополнить в своем воображении, дети же воспринимают лишь то, что слышат. Они очень чутко искренне реагируют на выразительно исполненную музыку. Если перефразировать слова М.Горького о литературе, то можно сказать: «Детям следует играть музыку так же,  как и взрослым, только лучше».

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно — достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте, к искусству и жизни. Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, учите его музыке. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, на положительные реакции. Дети лучше и быстрее усваивают материал и начинают правильно говорить.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения, регулировать свое поведение. Речь ребенка становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией, громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Музыкальная деятельность малышей — это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него — и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Каждый вид музыкальной деятельности специфичен и оказывает влияние на развитие ребенка, предполагая, что дети должны овладеть всеми видами музыкальной деятельности, без которых она не осуществима.

Игра — это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в  народных песнях, играх, играх-потешках, прибаутках.

В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками. Простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению синхронно действовать с партнером — все это являются огромным развивающим потенциалом.

В каждой семье имеются свои традиции игрового общения с детьми. Мамы и папы играют с детьми в те игры, в которые играли с ними их родители. Этот опыт передается следующему поколению. Наверное, нет такого малыша, с которым не играли бы в «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «По кочкам, по кочкам» и др. Каждая из этих игр имеет множество вариантов. Игры «Кулачки», «Дружно поднимаем ручки» помогут разнообразить игровое взаимодействие с ребенком.

Музыкально-игровые занятия приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Система упражнений и игр поможет укрепить тело малыша, развить его речь, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности, сделает его чутким к красоте в искусстве и жизни.

свернуть

Правила поведения родителей на детском празднике

 

Добро пожаловать на детский праздник к нам!

И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.

Мы в музыкальном зале рады видеть всех

Всегда звучат здесь песни, детский смех!

 

А чтобы праздник был спокойней, веселей,

Не надо брать с собой грудных детей,

Устанут, будут плакать, и кричать,

Нехорошо артистов огорчать.

 

В день праздника вы постарайтесь раньше встать.

Чтобы на утренник в детсад не опоздать.

Чтоб Ваша дочка или Ваш сынок

Костюм надеть спокойно смог.

А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,

И обязательно весь праздник нам снимите.

 

А что же можно? Спросите вы нас!

Мы очень просим, дорогие, Вас

Аплодисментами поддерживать детей,

Чтобы артисты стали посмелей.

 

А если уж пришлось Вам опоздать,

То постарайтесь никому не помешать.

Вы между номерами паузу дождитесь,

Пройдите в зал, и у дверей садитесь.

 

И не забудьте снять пальто и шапки.

Снимите сапоги, наденьте тапки,

А лучше туфли на высоких каблуках.

Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»

 

Ещё хотим, друзья вам предложить,

Свои таланты в зале проявить.

Читать стихи, петь песни, танцевать,

Шутить, на сцене роль сыграть,

Танцуйте, пойте, веселитесь с нами,

И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с Вами!

свернуть

Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

Уважаемые родители, вы наверно не раз задавались вопросами:

 1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку?

 2.Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

 3.Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает?! 

 Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

 Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.

 В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

 Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Пение и музыка:

  • развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами
  • приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
  • обогащение словаря ребенка;
  • развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
  • тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
  • развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
  • песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.
  • правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект
  • пение в группах развивает способность работы в команде.

 

Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.

 Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

Здоровье и развитие мозга.

 Игра на музыкальных инструментах   способствует развитию мозга  через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания   всех внутренних органов организма.

 Учеными  биофизиками  отмечено  удивительное  влияние акустических волн  классической музыки на здоровье человека.

 Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.

Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Что дети приобретают через занятия музыкой:

  • Воспитание характера без риска и травм;
  • Развитие математических способностей;
  • Развитие навыков общения;
  • Развитие структурного мышления;
  • Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
  • Выявление новых черт характера;
  • Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

 Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.

 А положительные эмоции – это внутреннее  благополучие  малыша, его душевное и физическое здоровье.

И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее! 

свернуть